ТЭЦ-11 им. М.Я. Уфаева

Сталинская ТЭЦ (ТЭЦ-11) введена в эксплуатацию в 1936 году.

Имя М.Я. Уфаева ТЭЦ-11 присвоено 12 декабря 1977 года.

Первоначально были установлены теплофикационные турбины типа АТ-25-1 и АП-25-1 на начальные параметры пара 29 ата и 400 Со. По своей мощности эти турбины с регулируемым отбором пара являлись крупнейшими в мире. К началу Великой Отечественной войны на Сталинской ТЭЦ было установлено четыре агрегата среднего давления общей мощностью 100 тыс. кВт и четыре котла общей производительностью

620 т/ч.

В июне 1941 года в Красную Армию было мобилизовано более половины основных специалистов электростанции — машинистов турбин, паровых котлов, ремонтников. С 28 июня 1941 года Сталинская ТЭЦ перешла на 12-часовой график работы.

Электростанция начала работать в условиях войны. Особое внимание было уделено светомаскировке. Проемы прикрывали деревянными щитами, закладывали мешками с песком. Кровлю здания разрисовали зелено-желтыми разводами, чтобы дезориентировать немецких летчиков. Под главным зданием был сооружен железобетонный подвал. В нём размещался станционный штаб МПВО, который одновременно являлся бомбоубежищем. У каждой турбины были сделаны индивидуальные убежища из отрезков металлической трубы.

Осенью 1941 года турбогенератор №4 мощностью 25 тыс. кВт и котел №4 паропроизводительностью 160 т/ч были демонтированы.

Когда ухудшилась обстановка на фронте, станция была заминирована. Все готовились в всеобщей эвакуации. Персоналу ТЭЦ была выдана заработная плата за несколько месяцев вперед, а вместо хлеба — мука. В котельной была сожжена станционная документация.

 

«Сколько-то дней электростанция работала заминированной. Но это было крайне опасно. Мало ли какая случайность... Все могло взлететь в воздух»

«Долго решали, как поступить с силовыми трансформаторами. Там же уйма масла. Сначала думали тоже взрывать, поджечь. Но рядом же шоссе Энтузиастов, дорога на восток. Заполыхают, беды не оберешься, перекроешь дорогу. Подумали и решили залить кислотой»

Г.И. Фомичев. ТЭЦ-11

 

В третьем квартале 1941 года выработка снизилась до 71,64 млн кВт. ч. После вражеских налетов часть объектов, принадлежавших станции были разрушены. На конец 1941 года располагаемая мощность станции составляла 75 тыс. кВт и 460 т/час.

Персонал Сталинской ТЭЦ участвовал в строительстве оборонительных сооружений. Лучшие токари электростанции С.Д. Абрашин, Н.А. Алексанов, из турбинного цеха Н. Головкин, А. Савичев были направлены на ТЭЦ-9 в мастерские по ремонту военной техники и производству боеприпасов.

Сталинская ТЭЦ испытывала большие трудности с топливоснабжением. Снабжение топливом происходило в военные годы прямо с колес вагонов и с большими перебоями. Вместо дефицитного донецкого угля марки «Т» начали сжигать другой, к которому оборудование котельных не было приспособлено. Из-за недостатка топлива в 1941 году ТЭЦ недовыработала 48 млн кВт.ч электроэнергии. В ноябре станция получила угля на 30%, а в декабре — на 36% меньше, чем полагалось по плану. На 1 января 1941 года остаток угля на складе составил около 3 000 т., а на 1 января 1943 года 30 т. Работали с перерывами, что было причиной многих аварий. Были вынуждены сжигать антрацитовый штыб (производственный продукт от добычи угля).

 

«После использования подмосковного угля, имевшего в своем составе более 24% золы, стало накапливаться очень много шлака и золы. Встал вопрос о реконструкции всей системы золоудаления»

Б.Д. Крестов, ТЭЦ-11

 

27 июня 1942 года Народный комиссариат электростанций издал приказ №100а о переводе ТЭЦ-11 на сжигание подмосковного угля.

В 1942 году удалось смонтировать четыре сушильные системы топливоподачи из шести. Нехватка топлива не в первый раз волновала московские электростанции: с такими же нулевыми запасами угля электростанция работала и в 43-м, и в 44-м, и в 45-м.

В конце ноября 1943 г. станция получила правительственное задание смонтировать энергопоезд мощностью 850 кВт для освобожденного Донбасса. За 35 дней приказ был выполнен, 25 декабря 1943 г. поезд по назначению. Станция оказывала помощь в восстановлении Зуевской ГРЭС.

ТЭЦ ежегодно недополучала до 110 тыс. т угля. С разрешения НКЭС в 1943—1944 гг. недопоставки частично восполнялись за счет госрезерва (антрацитом). В 1944 году антрацита было сожжено 53,4 тыс. тонн.

 

Численность персонала в годы войны на электростанции резко возросла. В 1941 году она составляла 628 человек и находилась примерно на уровне 1940 г., в 1942 г. — 1007, в 1943 г. — 1244, в 1944 г. — 1056, в 1945 г. — 1115 человек. Значительную их часть составляли бойцы военно-строительной колонны, сформированной 6 января 1942 года при Управлении Мосэнерго на правах отдельного батальона. На ТЭЦ были направлены три из пяти его отрядов. В отдельные годы численность бойцов колебалась от 176 (1944 г.) до 526 (1943 г.). Это были пожилые люди, признанные непригодными к строевой службе. Они трудились на выгрузке вагонов, шуровке угля в бункерах, очистке мельничного помещения от колчедана.

Возрастной состав персонала электростанции свидетельствовал о значительной доле в нем молодежи (до 25 лет). Если исключить из расчета бойцов военно-строительной колонны, то в 43-м она равнялась 42, в 44-м — 33, а в 45-м — 34%. Ушедших на войну мужчин заменили женщины. Доля женщин соответственно составляла 66, 55 и 63%. Среди молодежи имелось много подростков в возрасте до 18 лет. Их численность в те же годы достигала соответственно 151, 92 и 74 человек.

В августе 1943 г. станция завоевала первое место с получением переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны и денежной премии в размере 225 тыс. руб. Коллектив удерживал знамя ГКО в течение трех месяцев (август—октябрь).

В конце ноября 1943 года работники Сталинской ТЭЦ получили правительственное задание смонтировать энергопоезд мощностью 850 кВт для освобожденного Донбасса. За 35 дней поезд был построен и 25 декабря 1943 года отбыл по назначению.

Всего за годы войны выработано электроэнергии — 2556,57 млн кВт.ч, отпущено тепла — З208,15 тыс. Гкал.
На фронт со станции ушло более 150 человек, из которых не вернулись с фронта и погибли смертью храбрых, защищая Родину, 40 человек. Вернулось на станцию 47 человек.

@2020 Мосэнерго