Рыбинская ГЭС

Рыбинская гидроэлектростанция расположена на реках Волга и Шексна в Ярославской области,

в городе Рыбинске. На момент строительства была второй по величине гидроэлектростанцией СССР. Рыбинская ГЭС пущена в ноябре 1941 года. Была в составе Мосэнерго.

Сейчас входит в состав энергетического холдинга ПАО «РусГидро».

Рыбинский гидроэнергетический узел был создан, чтобы решить задачу комплексного использования транспортных энергетических возможностей Верхней Волги. В марте 1932 года правительство РСФСР приняло Поставление «О строительстве электростанций на Волге», в котором среди прочих предполагалось строительство станции в пределах современной Ярославской области.

23 мая 1938 года экономическим Советом СНК СССР утвержден технический проект Рыбинского гидроузла. Под Рыбинском началась огромная стройка, начали возводить плотину и шлюзы, а в нескольких клометрах от них на реке Шексне – саму Рыбинскую ГЭС преимущественно силами заключенных ГУЛага. Непосредственным руководителем работ был заместитель председателя ГУЛага Я.Д. Рапопорт. Рыбинская станция входила в систему Волгостроя НКВД, относилась к Мосэнерго под наименованием «ГЭС №14».

В июне 1941 года на Рыбинском гидроузле разворачиваются основные работы. Пуск первых гидроагрегатов происходит в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, при этом агрегаты работали в недостроенном здании ГЭС, а чтобы его защитить от дождя и снега, над ними был раскинут брезентовый шатёр и придумана оригинальная система маскировки от авиаударов.

Преодоление кризиса в электроснабжении Москвы осенью 1941 года было напрямую связано со скорейшим вводом в строй Рыбинской ГЭС. Строительство станции происходило в тяжелейших условиях и было сопряжено с большими опасностями.

Наибольшие трудности представляла переброска через Волгу ЛЭП 220 кВ. Строительно-монтажные работы на Рыбинской ГЭС велись в условиях бомбежек, пронизывающего холодного волжского ветра, грязевого месива, в котором утопали тяжелые телеги с оборудованием, нехватки рабочей силы, работы по 16 часов в сутки, бытовой неустроенности и плохого питания. В течение всего периода строительства сохранялась готовность к подрыву ГЭС в случае прорыва врага. Для этого в основании плотины были сделаны специальные ниши для закладки приготовленного тола.

В момент установки правобережной опоры, когда конструкция с помощью лебедок и тросов уже была поднята в воздух, налетевшие «Юнкерсы» начали прицельное бомбометание. Многотонная опора, раскачиваемая сильным ветром, вращалась в воздухе и могла в любую минуту рухнуть на землю, но работа продолжалась. К вечеру опора была установлена. С неменьшими сложностями протекал монтаж трехпроводного перехода через Волгу. Но 17 ноября работы на ЛЭП 220 кВ были закончены.

Запись дежурного инженера в оперативном журнале Рыбинской ГЭС:

17/XI-4119 час. 10 мин.

Принято сообщение зам. главного инженера Волгостроя Грановского, что по докладам Волгоэлектросетьстроя и главного диспетчера Мосэнерго ЛЭП 220 кВ на участке Рыбинск — Углич готова принять напряжение.

20 час. 46 мин.

Передано разрешение диспетчера Мосэнерго Корытова на подъем напряжения с нуля на линии Углич — Рыбинск до 220 кВ.

18/XI-41 0 час. 10 мин.

Напряжение на ЛЭП — 220 кВ. 0 час. 13 мин.

Напряжение на ЛЭП — 242 кВ. 3 час. 25 мин.

Синхронизировали ГТГ с системой Мосэнерго.

5 час. 50 мин.

Подняли щиты с 5 на 10 метров.

6 час. 08 мин.

Нагрузку набрали 42 МВт.

7 час. 15 мин.

Нагрузку повысили до 44 МВт, и с этой нагрузкой ГТГ оставлен в работе.

Ценой больших усилий и самоотверженного труда монтажников и заводов-поставщиков оборудования 18 ноября 1941 года был пущен первый агрегат Рыбинской ГЭС мощностью 55 тыс. кВт. Промышленный ток в московскую энергосистему был дан по временной схеме, с одним выключателем 220 кВт по одной линии электропередачи 220 кВт Рыбинск – Углич. Вспомогательное оборудование — главный возбудитель и маслонасосы МНУ — находилось под местными навесами. Питание собственных нужд гидроагрегата осуществлялось по временной схеме от электросетей строительства. Отопление местного пульта управления производилось временными электропечами, изготовленными строителями. Управление выключателем и агрегатом осуществлялось с местного пульта. Гидрогенератор защищался от дождя и снега брезентовым шатром.

Фашистская авиация, не раз бомбившая Рыбинск, не сбросила ни одной бомбы на ГЭС. Немцы не могли поверить, что станция без стен и крыши, в том виде, в каком ее видели с воздуха вражеские разведчики, могла быть действующей.

22 ноября 1941 г. постановлением Совнаркома СССР в связи с приближением линии фронта строительство гидроузлов было временно прекращено, незаконченные энергетические и судоходные объекты были переданы из ведения НКВД для эксплуатации Наркомату электростанций и Наркомату речного флота, а построенные железные дороги и мосты — Наркомату путей сообщения. Эксплуатация автомобильных дорог и мостов была возложена на Ярославский, Калининский и Вологодский областные исполкомы.

Второй агрегат Рыбинской ГЭС был введен в эксплуатацию 15 января 1942 года с еще большими отступлениями от принятой проектной схемы, чем первый. Весь основной персонал строительства был эвакуирован на восток в феврале — марте 1942 г. В дальнейшем он рассеялся по многочисленным стройкам.

Многие строители остались на эксплуатации сооружений Рыбинского и Угличского гидроузлов. Технические архивы Волгостроя также были эвакуированы, реэвакуированы в 1941—1943 гг. и значительно пострадали.

В апреле 1942 г., во время прохождения весеннего половодья, объекты строительства обследовала специальная комиссия. Комиссия признала целесообразным в помощь эксплуатирующим наркоматам вновь создать небольшую строительную организацию под старым названием «Волгострой», чтобы обеспечить безаварийную работу недостроенных сооружений и устранение недоделок. Эта строительная организация, начавшая свою деятельность со второго квартала 1942 г., несмотря на сравнительно небольшие ресурсы, проделала большую работу. В апреле 1943 г. Было обеспечено наполнение Угличского водохранилища до проектной отметки, а в августе 1945 г. — ввод в действие третьего агрегата Рыбинской ГЭС.

15 января 1942 года был введен в эксплуатацию второй агрегат станции мощностью 55 тыс. кВт.В период 1941 -1942 годов. условия работы на Рыбинской ГЭС были тяжелыми. Агрегаты и их вспомогательное оборудование плохо защищались от воздействия осадков и холода. Временная система электрических соединений 220 кВт, действовавшая с одним выключателем и одной линией электропередач, была крайне ненадежна; дополнительные трудности создавало отсутствие центрального пульта управления. Штат ремонтного персонала не был укомплектован; оперативный персонал, набранный в военное время из молодежи, прошедшей кратковременную стажировку на Угличской ГЭС, не имел достаточных знаний и опыта по обслуживанию оборудования. По этой причине в 1942 году в главной схеме электрических соединений произошло 9 аварийных отключений общей продолжительностью 34 часа.

 

Работа гидротурбин и гидрогенераторов в 1942 году сильно форсировалась. Из агрегатов «выжималась» максимальная мощность, при этом не считались с удельными расходами воды и кавитационными характеристиками; температура меди статоров гидрогенераторов достигала 110 оС. Частота тока в системе держалась очень низкой. В течение длительного времени частота оставалась ниже 45 Гц и поднималась до 46—47 Гц только на время синхронизации. Длительная работа при низкой частоте отрицательно отражалась на состоянии оборудования тепловых электростанций. На гидроагрегаты такой режим не оказывал вредного действия. Коллективом Рыбинской ГЭС проводилась большая работа по повышению надежности эксплуатации: над агрегатом была устроена временная кровля (колпаки); произведено утепление помещений эксплуатируемой части станции; выполнен большой объем монтажных работ по замене временных распределительных устройств проектными. Для питания электроэнергией городов Ярославля и Рыбинска была введена в работу группа однофазных трансформаторов. Максимальный уровень Рыбинского водохранилища был поднят до 114,3 м.

 

Проектная отметка наполнения водохранилища была достигнута в августе 1943 года. В этом же году завершился период освоения оборудования, была проведена ревизия второго агрегата и капитальный ремонт первого агрегата. 18 июля 1943 г. на Рыбинской ГЭС произошла первая крупная авария с камерой рабочего колеса гидроагрегата №1. Авария произошла через полтора месяца после капитального ремонта агрегата, проработавшего 859 ч при максимальной нагрузке 63 тыс. кВт и средней — 42 тыс. кВт. Сигналом об аварии послужили сильные стуки в камере рабочего колеса, совпадавшие с оборотами агрегата. При осмотре были обнаружены большие разрушения камеры, вызвавшие необходимость ее замены. Для этого нужно было демонтировать разрушенную камеру, установить новую, что требовало вырубку и укладку в крайне стесненных условиях 140 м³ штрабного бетона с густой сетью арматуры. Предстояла исключительно трудная по своему характеру работа, чтобы снова ввести в работу агрегат, столь необходимый в условиях военного времени. Для сокращения срока ремонта было решено производить ремонт камеры без демонтажа агрегата. Ремонтные работы производились круглосуточно в течение трех месяцев. Агрегат простоял в ремонте 2 165 часов. В 1944 года ГЭС работала без аварий.

 

15 августа 1945 г. на станции был пущен в эксплуатацию третий агрегат мощностью 55 тыс. кВт. В 1945 года ГЭС работала без аварий. Мощность Рыбинской станции к декабрю 1945 г. составляла ½ проектной.

Показатели выработки электроэнергии Рыбинской ГЭС (в млн. кВт. ч): 1941 — 55,3; 1942 — 752,3; 1944 — 848,4; 1945 — 654,6.

 

Большую роль в обороне Москвы и Ленинграда сыграли также транспортные объекты гидроузлов. Через Рыбинский и Угличский шлюзы прошли миллионы тонн грузов для трудящихся Москвы, а через Волго-Балтийскую систему — для героических защитников Ленинграда. В апреле 1946 г. за образцовую работу в годы Великой Отечественной войны и бесперебойное обеспечение электроэнергией столицы нашей Родины — Москвы коллективу Рыбинской ГЭС передано на вечное хранение переходящее Красное знамя Народного комиссариата электростанций и ЦК профсоюза рабочих электростанций СССР.

На фронт с Угличской и Рыбинской ГЭС ушло 157 человек. Вернулись на ГЭС после войны 12 человек.

@2020 Мосэнерго